- предельные издержки
- Увеличение или уменьшение совокупных издержек коммерческого предприятия в результате увеличения или уменьшения объема конечной продукции на одну единицу. Также наз. средневзвешенными (приростными) издержками (incremental cost) или дифференциальными издержками (differential cost). Определение предельных издержек важно для принятия решения о том, следует ли изменять объем производства. В большинстве производственных компа-ний предельные издержки снижаются по мере увеличения объема конечной продукции вследствие экономии от масштаба, которая включает такие факторы, как оптовые скидки на сырье, специализация труда и более эффективное использование оборудования. В определенный момент, однако, приходится сталкиваться с ростом затрат при дальнейшем увеличении объемов, когда предельные издержки тоже начинают расти. Рост издержек при дальнейшем увеличении объема производства включает такие факторы, как более интенсивный управленческий контроль за большим числом рабочих, более высокие расходы на материалы вследствие истощения ресурсов местных поставщиков и в целом менее эффективное вложение средств. Кривая предельных издержек, как правило, имеет форму буквы U, что показано на графике. Компания действует при оптимальном уровне производства, когда предельные издержки совпадают со средними совокупными издержками на единицу продукции. Таким образом, если эффективность производства ниже оптимального уровня, то увеличение объемов производства приведет к тому, что предельные издержки будут ниже, чем средние совокупные издержки на единицу продукции. Когда эффективность производства превысит некоторый оптимальный уровень, это приведет к тому, что предельные издержки будут выше, чем средние совокупные издержки на единицу продукции. Иными словами, продажа по цене, превышающей предельные издержки на единицу продукции, увеличит чистую прибыль производителя, даже если цена продажи не покрывает средних совокупных издержек на единицу продукции. Предельные издержки являются, таким образом, той минимальной ценой, по которой продажа только и может быть совершена без увеличения убытков производителя или уменьшения его прибылей.
Финансово-инвестиционный толковый словарь. 2002.